Что такое "родительский университет"
Что же такое «родительский университет»?
Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей.
Сегодня, понимая, что у педагогов и родителей общая цель – достойное образование и воспитание ребенка, организация эффективного взаимодействия семьи и школы является насущной необходимостью. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, педагоги обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, памятки, рекомендации, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
План работы
Родительского университета
на 2022/2023 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IVклассов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе ния |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
1-й класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
сентябрь |
лекция/ практикум/ |
Арсланова Т.Ф. педагог-психолог, Сплендер А.Л., кл.рук |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
ноябрь |
беседа/ практикум/ |
Арсланова Т.Ф. педагог-психолог, Сплендер А.Л., кл.рук |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
январь |
круглый стол/ |
Арсланова Т.Ф. педагог-психолог, Сплендер А.Л., кл.рук |
1.4 |
Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
апрель |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Арсланова Т.Ф. педагог-психолог, Сплендер А.Л., кл.рук |
2 |
2-ой класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
беседа/ семинар-практику/ |
Новицкая Е.А., кл. рук. |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь |
круглый стол/семинар-практику/ |
Новицкая Е.А., кл. рук. |
2.3 |
Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
февраль |
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Новицкая Е.А., кл. рук. |
2.4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
круглый стол/ мастер-класс |
Новицкая Е.А., кл. рук. |
3 |
3- й класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
сентябрь |
беседа/ семинар-практику/ |
Вайтович Р.Н.., кл. рук. |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь |
лекция/ семинар-практику/ мастер-класс |
Вайтович Р.Н.., кл. рук. |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
беседа/ практикум |
Вайтович Р.Н.., кл. рук. |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации.Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
апрель |
семинар-практику/психологический тренинг |
Вайтович Р.Н.., кл. рук. |
4 |
4-й класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
лекция/ |
Левчук Н.В.., кл. рук. |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум |
Левчук Н.В.., кл. рук. |
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
круглый стол/ семинар-практикум |
Левчук Н.В.., кл. рук. |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
круглый стол/ дискуссия/ |
Левчук Н.В.., кл. рук. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
Сплендер А.Л., кл. рук. Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
Новицкая Е.А., кл. рук. Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
Вайтович Р.Н., кл. рук. Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
Левчук Н.В., кл. рук. Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
IIступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе ния |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5-й класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар-практикум/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Андрианова Е.В., кл. рук. |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Андрианова Е.В., кл. рук. |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция/беседа/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Андрианова Е.В., кл. рук. |
1.4 |
Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Андрианова Е.В., кл. рук. |
2 |
6-й класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
лекция/ беседа/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Клевченя М.М.., кл. рук. |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
семинар-практикум/ психологический тренинг |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Клевченя М.М.., кл. рук. |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол/ семинар-практикум/ мастер-класс |
Клевченя М.М.., кл. рук. |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период |
май |
семинар-практикум/ |
Клевченя М.М.., кл. рук. |
3 |
7-й класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
сентябрь |
лекция/беседа/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
ноябрь |
круглый стол/беседа/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
семинар-практикум/психологический тренинг |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
апрель |
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог |
4 |
8-й класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
лекция/ беседа/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Тарасун О.В., кл. рук. |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
форум/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Тарасун О.В., кл. рук. |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
беседа/семинар-практикум/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Тарасун О.В., кл. рук. |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол/ семинар-практикум/психологический тренинг |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Тарасун О.В., кл. рук. |
5 |
9-й класс |
|||
5.1 |
Тема 1.Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
сентябрь |
лекция/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Гуринович Л.Г., кл. рук. |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
беседа/ семинар-практикум/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Гуринович Л.Г., кл. рук. |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция/ беседа/ семинар-практикум |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Гуринович Л.Г., кл. рук. |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
семинар-практикум/ |
Арсланова Т.Ф., педагог – психолог, Гуринович Л.Г., кл. рук. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
Андрианова Е.В., кл.рук., Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
Клевченя М.М.., кл.рук., Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
Арсланова Т.Ф., кл.рук. |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
Тарасун О.В.., кл.рук., Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
Гуринович Л.Г.., кл.рук., Арсланова Т.Ф., педагог - психолог |