Готовность ребенка к школе
Готовность ребенка к обучению в школе определяется самыми разными показателями физического, интеллектуального и личностного развития. Родители должны заблаговременно позаботиться о развитии мышления и речи ребенка, приучать его к четкости и логичности мысли, к точности действий.
Ребенок, поступающий в школу, должен знать:
-
Свое имя, отчество и фамилию.
-
Свой возраст (желательно дату рождения).
-
Домашний адрес.
-
Свой город и его главные достопримечательности.
-
Страну, в которой живет.
-
Фамилию, имя, отчество родителей, их профессии.
-
Времена года (последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года);
-
Домашних животных и их детенышей.
-
Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.
-
Транспорт наземный, водный, воздушный.
Ребенок должен уметь:
-
Различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
-
Уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки.
-
Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
-
Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.).
-
Внимательно, не отвлекаясь, слушать взрослого 30-35 минут.
-
Полно и последовательно пересказать, прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок.
-
Запомнить и назвать 6-8 предметов, слов.
-
Различать гласные и согласные звуки.
-
Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
-
Определять количество и последовательность звуков в словах типа: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
-
Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру.
-
Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов).
-
Свободно считать от 1 до 10 и обратно; выполнять счетные операции в пределах 10.
Перед поступлением ребенка в школу родителей обычно беспокоит вопрос о том, как подготовить его к овладению навыками письма.
Нужно знать, что способность писать требует:
-
хорошо развитой моторики кисти;
-
явно выраженной доминирующей руки (правой/ левой);
-
координации между глазами и кистью руки;
-
развитых глазных мускулов и скоординированной фиксации глаз;
-
восприятия и понимания картинок;
-
распознавания различных форм (букв) с помощью осязания;
-
понимания нормальной речи и хорошего словарного запаса.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых, и малыш закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Правила пользования ручкой разрабатывались детально: в них учтены правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способность выдерживать, максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка же, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно после переучета.
Как правильно держать ручку?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного: опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 – 2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.
Вас должно насторожить:
Если ребенок активно поворачивает лист во время рисования и закрашивания – это означает, что малыш не умеет изменять направление линии только при помощи пальцев (а значит, его рука жестко фиксирована).
Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
-
На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
-
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
-
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур (размером в треть альбомного листа) без отрыва руки.
-
Если ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо рук, вам следует обратить внимание и на сформированность навыка письма.
ПОМНИТЕ!
В дошкольном возрасте нужно не обучать ребенка написанию письменных букв, а готовить его к письму при помощи специальных упражнений.
Задания должны быть нескучными, с интересными рисунками, которые можно обвести и раскрасить.
Материал для обучения письму должен строго дозироваться. Дошкольник 6 лет не должен прописывать, даже с отдыхом, более 3-4 строчек.
Заниматься с ребенком желательно не более 20 минут.
Не забудьте похвалить ребенка за старания, замечайте даже незначительные успехи, не ругайте его за каракули.
Подготовка ребенка к школе – сложный и трудоемкий процесс. Поэтому чем раньше ваш ребенок научится читать, считать, размышлять, сравнивать и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе!