Введение
В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью жизни большинства людей. И дети не стали исключением, в связи с чем остро стоит проблема их безопасности в глобальной сети, а также необходимость формирования у них представлений о виртуальном и реальном мире. Одной из задач органов внутренних дел является разработка инновационных подходов, позволяющих не только научить ребенка безопасному поведению, но и заинтересовать его в дальнейшем делиться полученными знаниями со сверстниками и использовать их в жизни.
Средний возраст для первого погружения в неизведанные пучины интернета–это 5-6 лет. В настоящее время более 70% детей от 7 до 12 лет пользуются Интернетом самостоятельно, что составляет примерно 20% интернет-аудитории страны.
Все это происходит на фоне минимальных познаний у подрастающего поколения по индивидуальному обеспечению собственной информационной безопасности. Как следствие, в течение последних лет число противоправных деяний, совершенных против информационной безопасности, ежегодно увеличивается.
Казалось бы, что это сложные по механизму совершения преступления, однако, 90% совершаются людьми, не имеющими никакого специализированного образования в данной сфере. И если говорить о молодежной аудитории, то половина совершаются лицами от 14 до 24 лет.
Всети Интернет действуют те жезаконы, те же нравы, те же обычаи, что и в реальной жизни.
Материалы и рекомендации для детей, родителей и педагогов
Проверьте свою цифровую грамотность. Источник
Рекомендации для детей
Рекомендации для родителей
- Советы по обеспечению безопасности детей в Интернете от компании Google
- Десять правил безопасности для детей в сети Интернете
- Справочник по интернет-угрозам. Путеводитель для родителя
- Курс для родителей «Дети в Интернете»
Рекомендации для педагога
- Ответственное поведение учителей в сети
- Методические рекомендации «Ответственное поведение учителей в сети»
- Сетевой этикет
Занимательные задания по информационной безопасностидля детей
Ситуативные задачи.
Предложите подросткам ответить на вопросы, как бы они поступили, если бы оказались в одной из следующих ситуаций. Проанализируйте полученные ответы вместе. В случаях, когда ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может привести к отрицательным последствиям, окажите ему помощь и посоветуйте, как поступить правильно.
Ситуация 1. Ты общаешься в социальной сети со своими друзьями. Неожиданно от незнакомого тебе человека приходит сообщение: «Привет, у тебя отличные фото! Только у меня все равно круче! Жми скорее сюда!». Предлагается перейти по ссылке для просмотра фотографий. Как следует поступить в данной ситуации?
Ситуация 2. Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт, который предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке, отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?
Ситуация 3. Тебе позвонил друг и сообщил, что увидел в Интернет сообщение о срочном сборе средств для больного ребенка. Деньги предлагается перевести на счет указанного мобильного телефона или на электронный кошелек. Твой друг настаивает на помощи ребенку. Какими будут твои действия? Почему?
Ситуация 4. Во время общения в социальной сети тебе приходит сообщение: «Привет! Мы с тобой как-то виделись у наших общих друзей. Решил тебя найти в сетях. Классная у тебя страничка! Может пойдем вечером гулять?» Как ты поступишь в этой ситуации? Почему?
Игра «Светофор»
Предложите детям игру «Светофор». Объясните, что и в сети Интернет должны применяться Правила «движения», выполнение которых позволит избежать серьезной опасности для жизни и здоровья. Раздайте каждому участнику карточки зеленого, красного и желтого цветов. Поясните, что красный цвет означает отрицательный ответ, зелёный – положительный, желтый – спрошу совета взрослых. Задавайте участникам вопросы или предлагайте оценить утверждения, используя карточки. Участник, набравший максимальное количество правильных ответов становится инспектором информационной безопасности (ведущим) и продолжает задавать свои вопросы остальным. Игру можно проводить среди отдельных ребят, команд, групп, классов, а также вместе с родителями. Использование таких занимательных форм позволит определить степень усвоения правил работы в Интернете, но и предоставив детям возможность стать ведущими – увидеть уровень осведомленности детей в возможных рисках и угрозах бесконтрольного использования информационных ресурсов.
Предлагаем варианты вопросов:
- Могут ли вредоносные программы украсть вашу переписку с друзьями? (Да)
- Можно ли скачивать игры с неизвестных сайтов? (Нет)
- Можно ли открывать письма от неизвестного вам человека, если он предлагает перейти по определенной ссылке, чтобы посмотреть фотографии, картинки? (Нет)
- Нужно ли советоваться с родителями, если незнакомый человек предлагает совершить какие-либо действия (скачать игру, посмотреть видеоролик)? (Да)
- Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
- Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
- Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да)
Памятка для учащихся.
НИКОГДА:
не оставляй в Интернете свой номер телефона, домашний адрес или номер школы;
не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями;
не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых,они не всегда являются теми, за кого себя выдают;
не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютера;
не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковые.
ВСЕГДА:
будь внимательным, посещая чаты. Даже если в чате написано, что он только для детей, нельзя точно сказать, что все посетители действительно являются твоими ровесниками. В чатах могут сидеть взрослые, пытающиеся тебя обмануть;
спрашивай у родителей разрешения посидеть в чате;
покидай чат, если чье-то сообщение вызовет у тебя чувство беспокойства или волнение. Не забудь обсудить это с родителями;
держи информацию о пароле при себе, никому его не говори;
если услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в “небезопасные зоны”, напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить;
будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в “небезопасную зону” или загрузить на свой компьютер вирус или программу – шпион;
если получили оскорбляющие сообщения, расскажите об этом родителям;
помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обман;
держись подальше от сайтов «только для тех, кому уже есть 18». Такие предупреждения на сайтах созданы специально для твоей же защиты. Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет.
Ребята очень хочется верить, что после нашей беседы вы примете все возможное, чтобы безопасно пользовать Интернетом и не стать жертвой преступников, совершающих преступления в сфере высоких технологий.
Спасибо за то, что внимательно слушали.
УРПСВТ МВД Республики Беларусь