КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.
В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.
С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.
Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.
Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.
Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:
- императивно – за совершенные однократно административные проступки;
- по усмотрению – за совершенные однократно значительные административные правонарушения.
Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).
В обновленном КоАП изменения внесены в ряд институтов административного права:
- объединены положения о формах вины физического лица в рамках одной статьи, одновременно оптимизированы соответствующие понятия;
- исключен институт вины юридического лица с сохранением его элементов в качестве условий привлечения юридического лица к административной ответственности;
- в связи с несоразмерной общественной опасностью административных правонарушений по сравнению с преступлениями исключен свойственный, прежде всего, уголовному праву институт покушения на административное правонарушение с одновременным введением в отдельные статьи Особенной части КоАП квалифицирующего признака – попытки совершения административного правонарушения.
С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.
КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.
Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.
Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:
- расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего;
- упорядочены сроки наложения административного взыскания;
- закреплена возможность назначать наказание в виде штрафа в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение;
- введена новая глава, регламентирующая административную ответственность несовершеннолетних.
Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:
- особенности применения к несовершеннолетним административных взысканий;
- освобождение несовершеннолетних от административной ответственности;
- применение к несовершеннолетним альтернативных административному взысканию профилактических мер административного воздействия;
- сроки давности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности; срок, в течение которого несовершеннолетний считается подвергнутым административному взысканию.
В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:
- востребованности правоприменителем;
- наличия формального характера;
- наличия гражданско-правовой природы охраняемых правоотношений;
- актуальности в связи с изменением положений отраслевого законодательства;
- возможности применения иных мер воздействия.
Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.
Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь.