Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Памятка о признаках, свидетельствующих о необходимости направления ребенка с  в учреждения здравоохранения

Дата: 18 ноября 2021 в 23:47, Обновлено 17 сентября 2022 в 10:40

Памятка

о признаках, свидетельствующих о необходимости направления ребенка с суицидальным и аутодеструктивным поведением в учреждения здравоохранения

(с целью оказания медицинской помощи: консультаций, обследования, лечения)

Общие положения.

Дети  – это несовершеннолетние в возрасте от 0 до 18 лет.

Аутодеструктивное поведение – это действия, направленные осознанное или неосознанное на причинение вреда своему телу или своей психике. Проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении.

Самоубийство (суицид) - намеренное, осознанное лишение себя жизни, приводящие к смерти.

Суицидальная попытка (парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) - это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое  не привело к смерти.

Суицидальное поведение – направленное на себя агрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение, и мотивом которого является явное или скрытое стремление к смерти.

Суицидальное поведение у детей может нести в себе как черты «манипулятивности», так и выраженные стремления к смерти. Как правило, суицидальное поведение одновременно обусловлено противоречивыми мотивами: с одной стороны - «воздействие на значимых близких (семья, друзья, группа в контакте)», попытка изменить ситуацию или «наказать» обидчика, с другой стороны - избежать психологической боли, обиды, стыда и пр. с помощью самоповреждения или смерти. У детей трудно отличить истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение любви, внимания, преимуществ, льгот, желаемых вещей.

Суициды у детей, в отличие от взрослых, могут быть спровоцированы незначительными событиями в жизни: «отсутствие лайков», плохая оценка, замечания, издевательства сверстников над детьми в сети интернет, запрет на пользование телефоном, на общение с друзьями.

У детей применяемые способы самоубийства не соответствуют выраженности их желания и случайно приводят либо к очень серьезным нарушениям здоровья (прыжок с крыши – смерть), либо практические не приносят никакого вреда (прием жаропонижающих с целью отравления).

  1. Раздел

Признаки суицидального и аутодеструктивного поведения, при которых несовершеннолетний нуждается в направлении в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи:

  1. Наличие самоповреждений кожных покровов (порезы, царапины, сигаретные ожоги, рисунки и надписи на коже аутодеструктивного характера, например, «до смерти 50 дней»,  «я в игре», «F 57», «я ухожу», «4:20», изображение китов, крестов, могил и т.п.)
  2. Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- слова о своей беспомощности и зависимости от других;

- прощание;

- самообвинения;

- сообщение о конкретном плане самоубийства.

  1. Признаки сниженного настроения (депрессия):

– потеря интереса или чувства удовольствия в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

– неспособность к адекватной реакции на похвалы или награды;

– чувство горькой печали, переходящей в плач;

– чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

– ожидание от будущего только плохого, негативное восприятие прошлого;

– повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

– снижение внимания или способности к ясному мышлению;

– вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

– снижение успеваемости, пропуски занятий, невыполнение домашних обязанностей;

– бессонница или повышенная сонливость, ранние пробуждения,

– изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса.

У детей, страдающих депрессией, имеются нарушения поведения: вялость, замкнутость, потеря интереса к играм, а также трудности в обучении. Депрессия часто сопровождается тревогой, головной болью, нарушениями сна, аппетита, запорами. У мальчиков преобладает раздражительность, у девочек – подавленность, слезливость, вялость.

  1. Попытки самоубийства и самоповреждения у этого ребенка в прошлом.
  2. Самоубийства или попытки самоубийства у близких родственников, о которых ребенок знает.
  3. Раздел

Если у ребенка, увлеченного группами в социальных сетях по тематике суицида, отсутствуют признаки, описанные в первом разделе, но присутствуют следующие неблагоприятные факторы, то он также нуждается в направлении за медицинской помощью:

  1. Дети, признанные находящимися в социально-опасном положении вследствие злоупотребления родителями алкоголем или наркотиками.
  2. Признаки семейного и другого насилия по отношению к ребенку.
  3. Употребление ребенком алкоголя, наркотических веществ.
  4. Дети, состоящие на учете в ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних).
  5. Дети, наблюдающиеся у врача психиатра или нарколога по поводу заболевания.
  6. Выявление при психологическом исследовании психологами учреждений образования следующих признаков у ребенка, увлеченного группами в социальных сетях по тематике суицида:

высокие уровни импульсивности, тревожности,

низкая самооценка, наличие выраженного чувства вины,

снижение настроения.

  1. Наличие у ребенка близких друзей, совершивших самоубийства или попытки самоубийства.

Дети, не имеющие признаков из раздела I и II, но увлекающиеся группами в социальных сетях по тематике суицида, нуждаются в оказании психологической помощи психологами учреждений образования, в повышенном внимании со стороны педагогов (классных руководителей), а родители таких детей нуждаются в проведении общей разъяснительной и профилактической работы, проводимой с ними педагогами, классными руководителями, психологами учреждений образования, администрацией учреждения образования.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.